Главная » 2016 » Январь » 21 » Тянут, потянут, вытянуть не могут
13:03
Тянут, потянут, вытянуть не могут

30 декабря 2015 г. 

Кажется, конец 2015 года неожиданно ознаменовался обретением  некоего формального окончания структурной реформы железнодорожного транспорта. (Неформально она закончилась еще в 2007-ом, но просто пока никто не знал, что тот конец был уже практически окончательный, а не временный). 

Аркадий Дворкович на итоговом правлении ОАО "РЖД" 16 декабря произнес без преувеличения сакраментальную  фразу:  «Я не считаю, что РЖД нужна именно реформа, это не очень правильное слово.  Компании необходима программа повышения конкурентоспособности и эффективности». (См. стенограмму).

После этого "Гудок" дал передовицу под названием "Не реформа, а программа",  в которой процитировал вице-премьера, центральное положение Программы реформы  о  разделении инфраструктурного и перевозочного бизнесов назвал "непонятным", а также сообщил,  что грузоотправители в массе своей тоже против реформирования, поскольку оно неизбежно выльется в рост цен на перевозки. Впрочем, в заключении орган  РЖД не исключил, что еще "возможен небольшой ограниченный эксперимент на эту тему". (То есть, имея ввиду перспективу создания локальных частных перевозчиков, про которых Леонид Мазо недавно метко написал, что такие "тупиковые перевозчики никуда кроме тупика не приведут".)

     Впрочем, и без "Гудка" давно было известно, что в ОАО "РЖД" уже по меньшей мере лет десять спят и видят, как бы избавиться от этой ненавистной реформы, и в 2011 году только личное вмешательство Владимира Путина заставило ее продлить еще на пять лет, правда, совершенно безрезультатно. Как констатировал один из авторов Программы реформы, заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, за годы реформирования успехи были достигнуты лишь в демонополизированных сегментах (где, кстати, цены упали, а не выросли), а в самой монополии по прежнему господствует дефицит инвестиций, качества услуг и клиентоориентированности.

     И вот, настал такой счастливый день для всех "бо'льших католиков, чем Папа Римский", то есть бо'льших государственников, чем Президент России. Ведь он-то как раз недавно опять заявил, что надо продолжать демонополизацию и либерализацию железнодорожного транспорта, причем даже несмотря на то, хочет этого РЖД или нет.

     Поэтому скорее всего, Дворкович опять неправильно понял Путина, как это произошло с запретом на продление  сроков службы подвижного состава, когда в поручении Президента ясно говорилось о невозможности эксплуатации вагонов, продленных после 1 января, а Дворкович всем разъяснял, что после 1 января нельзя будет эксплуатировать все вагоны с уже продленным сроком. Чем поверг в настоящий ужас немалое количество операторов, да и эржэдэшников тоже.

     Поэтому вопрос о том, кончилась реформа или нет, все-таки остается неоднозначным.  Ведь не получил же одобрение правительства проект Целевой модели 2020, разработанный Минэкономразвития совместно с еще якунинским РЖД. А уж он-то действительно означал для реформы ее полный конец.  

     Но с другой стороны, выработка нового проекта осуществляется тоже достаточно странным способом. Собирают представителей разных сторон перевозок и спрашивают: что вы хотите в этой связи, а чего не хотите в принципе. Разумеется, никто не хочет для себя ничего плохого, а для других – ничего хорошего.  Одни, например, не хотели бы в новом целевом состоянии платить налоги, другие хотели бы, чтобы не только не платить за перевозку, а им бы еще за это и доплачивали, третьи соглашаются за что-то платить, но при этом требуют господдержки и т.д. И это все вместе взятое теперь называют балансом интересов, который, дескать, и есть рынок.

     Грядущие историки железнодорожной реформы, наверное, вдоволь посмеются над таким методом формирования рыночных отношений и жестко раскритикуют сегодняшних деятелей в железнодорожной сфере за отсутствие действительно государственного мышления. Поскольку единственное умное дело, которое может сделать государство в экономике – это формировать и поддерживать в ней конкурентные отношения и ничего больше.

     И будущим историкам будет уже хорошо известно, что в результате сегодняшнего отказа от демонополизации и либерализации  отрасли дефицит ресурсов привел к целому ряду печальных последствий и реформу все равно пришлось проводить, только она оказалась гораздо более болезненной, чем могла бы быть ранее.

     Но зато и более радикальной. Трудно, конечно, не согласиться с тем, что модель конкуренции независимых перевозчиков на государственной инфраструктуре все-таки очень небезупречна, а скорее всего в российских условиях и ущербна. Нужна конкуренция нормальных вертикально-интегрированных компаний, какая и была в свое время в России и какая существует сегодня во всем цивилизованном мире, кроме рафинированной Европы. Но это в будущем.

     А пока – как-то вот так…  

Андрей Гурьев

http://npogdps.com/actual-comments/tyanut-potyanut/

Просмотров: 231 | Добавил: Андрис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0