Главная » Статьи » Документы

Проект Концепции Прейскуранта № 10-01

 

 

Проект

[АВГУСТ 2016]

Концепция

построения Прейскуранта №10-01

«Тарифы за перевозки грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», услуги по использованию инфраструктуры, выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», и сборы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», связанные с такими перевозками грузов и услугами по использованию инфраструктуры»

 

  1. Общие положения

Разработка нового Прейскуранта № 10-01 «Тарифы за перевозки грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», услуги по использованию инфраструктуры, выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», и сборы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», связанные с такими перевозками грузов и услугами по использованию инфраструктуры» (далее – новый Прейскурант № 10-01) обусловлена необходимостью:

 -   приведения системы построения тарифов за перевозки грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», услуги по использованию инфраструктуры, выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», и сборов за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», связанных с такими перевозками, в соответствие с результатами  структурной реформы железнодорожного транспорта и положениями Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года,

- реализации   целей тарифной политики в сфере железнодорожных перевозок, определенных Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года;

- минимизации (исключения) степени воздействия внешних (экзогенных) факторов, негативно влияющих на доходную базу ОАО «РЖД» и ухудшающих финансово-экономические показатели деятельности компании.

Новая система тарифов и сборов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры при данных перевозках предусматривает сохранение принципов единства соответствующих тарифов и сборов на всей сети российских железных дорог и обязательного их применения всеми участниками рынка железнодорожных транспортных услуг при осуществлении ОАО «РЖД» грузовых железнодорожных перевозок, оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками.

Вместе с тем, введение новой системы тарифов и сборов не исключает возможности применения гибкой тарифной политики за счет реализации ОАО «РЖД» права по изменению тарифов в рамках установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ценовых пределов, в том числе, при условии формирования соответствующей нормативной правовой базы, путем установления тарифов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

При разработке Нового Прейскуранта № 10-01 предусматривается:

-    формирование тарифов за перевозки грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», выполняемые ОАО «РЖД», в том числе, в составе поездных формирований, не принадлежащих ОАО «РЖД»;

-    формирование тарифов за услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» при осуществлении грузовых перевозок иными перевозчиками;

-    формирование сборов за выполняемые ОАО «РЖД» работы (услуги),  связанные с перевозками грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», и услугами по использованию инфраструктуры при таких перевозках;

-    определение размеров корректировки тарифов за перевозки грузов и услуги по использованию инфраструктуры, выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», в зависимости от классов перевозимых грузов, в связи с необходимостью установления тарифов за грузовые перевозки исходя из экономически обоснованного уровня затрат на оказание услуг по предоставлению вагонов для перевозок и локомотивной тяги (с целью создания условий для развития конкуренции в перевозочной деятельности) при условии недопущения существенного роста тарифной нагрузки на пользователей услугами железнодорожного транспорта и обеспечения сходимости доходов ОАО «РЖД» при введении нового Прейскуранта № 10-01.  

  1. Цели и задачи разрабатываемого Прейскуранта № 10-01

Ключевой целью разработки нового Прейскуранта № 10-01 является обеспечение ценовых условий для устойчивого и безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта с одной стороны и надежного и высококачественного транспортного обслуживания отраслей экономики с другой стороны.

С учетом этого в рамках реализации нового Прейскуранта № 10-01 должны обеспечиваться:

- повышение адаптивности тарифной системы к изменениям конъюнктуры рынка железнодорожных транспортных услуг за счет снижения степени влияния изменения структуры грузооборота на доходную базу ОАО «РЖД»;

- равновыгодные тарифно-экономические условия для участников перевозочного процесса железнодорожного транспорта;

- паритет государственных и коммерческих интересов участников перевозочного процесса;

- тарифные условия, способствующие развитию конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок, не допускающие создание искусственных преимуществ для отдельных участников перевозочного процесса;

- оптимизация транспортных издержек в экономике;

- повышение географической и технологической доступности железнодорожных транспортных услуг;

- выравнивание условий для транспортной доступности различных групп грузоотправителей;

-    инновационное и инвестиционное развитие железнодорожного транспорта при отсутствии ограничений для высоких темпов экономического развития страны.

В рамках реализации вышеуказанных целей при формировании нового Прейскуранта № 10-01 предполагается решение следующих основных задач:

  • формирование тарифов на экономически обоснованном уровне, обеспечивающем компенсацию прямых затрат ОАО «РЖД»  в части операционной деятельности, а также условия для привлечения частных инвестиций в обновление подвижного состава и эффективного использования инвестированного капитала;
  • формирование структуры тарифов и размера тарифных составляющих, обеспечивающих условия для развития конкуренции в сфере грузовых перевозок, а также безубыточной деятельности ОАО «РЖД» в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры;
  • оптимизация системы перекрестного субсидирования, в том числе за счет унификации тарифов на порожний пробег вагонов, совершенствования системы дифференциации тарифов, в первую очередь, в зависимости от классов и родов  перевозимых грузов, условий перевозок грузов и  технических характеристик используемого подвижного состава;

- дифференциация тарифов в соответствии с платѐжеспособностью грузоотправителей и грузополучателей с учѐтом необходимости снижения чувствительности доходной базы ОАО «РЖД» к изменению структуры грузооборота;

- тарифное стимулирование внедрения прогрессивных  перевозочных технологий, эффективных типов и моделей подвижного состава;

  • оптимизация состава затрат, включаемых в структуру тарифов по  начально-конечным операциям и формирование системы сборов за отдельные работы (услуги), которые могут выполняться за ОАО «РЖД» (перевозчика и владельца инфраструктуры) грузоотправителями, грузополучателями, независимыми транспортными компаниями, с учётом создания вертикально интегрированных холдингов;
  • формирование системы сборов за работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, позволяющей учитывать конкретные технологические, экономические и правовые условия взаимодействия ОАО «РЖД» с грузоотправителями, грузополучателями, иными перевозчиками и владельцами инфраструктур и взаимоувязанной с системой тарифов за грузовые перевозки и услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД».

III. Основные принципы построения тарифов и сборов

В отношении тарифов за перевозки грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, выполняемые ОАО «РЖД».

  1. Тарифная система на грузовые перевозки и услуги инфраструктуры при грузовых перевозках строится на среднесетевом принципе без учѐта различий в себестоимости перевозок по маршрутам (участкам) следования

 

  1. Тарифы и сборы разрабатываемого Прейскуранта № 10-01 определяются на базе экономически обоснованных затрат  с начислением экономически обоснованной рентабельности.

Проектирование тарифных ставок на  экономически обоснованном уровне (базовых ставок) осуществляется с учетом  расходов по грузовым перевозкам за 2015 год, распределяемым по составляющим тарифа в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", утвержденным приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 225.

 

3.   При построении тарифа используется двухставочная параметрическая модель с выделением ставок за начально-конечные и движенческие операции.

4. При перевозке грузов в составе повагонных, групповых и маршрутных отправок тарифы формируются с использованием потонно-повагонной модели, предусматривающей, что плата за перевозку на конкретное расстояние определяется в расчете на вагон не только с учетом массы тары  вагона, но и с учетом  его фактической загрузки.

При определении платы  за вагон при перевозке груза в составе повагонных, групповых и маршрутных отправок сохраняется правило учета минимально-весовой нормы загрузки вагона,  которая определяется исходя из физических свойств груза и технических параметров вагона (грузоподъемности).

При перевозках порожних приватных вагонов и иного подвижного состава с  использованием локомотивной тяги ОАО «РЖД» тарифы формируются также в расчёте на вагон, с учѐтом его длины и массы тары.

При перевозках контейнеров, иных интермодальных транспортных средств или автотранспортных средств тарифы формируются в расчёте на транспортную единицу, для которой предусмотрено оформление отдельной накладной, с учѐтом её типоразмера, массы тары и загрузки.

При перевозках мелких отправок тарифы формируются в расчёте на единицу веса груза.

  1. Базовыми являются тарифные схемы на перевозку груза в собственном вагоне и на пробег порожних собственных вагонов.

6.   Тарифные схемы формируются исходя из группировки вагонов в зависимости от их технических характеристик (массы тары, длины вагона) безотносительно их типов и условий эксплуатации. В результате тарифные схемы формируются по каждой группе вагонов, оказывающих аналогичное влияние на затраты, связанные  с  содержанием  инфраструктуры при их эксплуатации. При этом  порядок расчёта тарифов на перевозки в вагонах общего парка должен учитывать условия эксплуатации вагонов.

7.  При использовании вагонов общего парка плата за перевозку грузов определяется на базе тарифов для аналогичных приватных вагонов как сумма: 

-    платы за использование инфраструктуры и предоставление локомотивной тяги ОАО «РЖД» в груженом рейсе;

-    платы за использование инфраструктуры и предоставление локомотивной  тяги ОАО «РЖД» в условном порожнем рейсе, определяемом для вагонов данного типа с учётом среднесетевых показателей эксплуатации;

-    платы за использование вагонов общего парка.

Плата за использование вагонов общего парка определяется:

-    для вагонов, принадлежащих ОАО «РЖД», с использованием метода бенчмаркинга,

-    для вагонов общего парка иностранных государств – с учётом действующих в рамках международных соглашений ставок плат за пользование вагонами;

-    для вагонов консолидированного парка под управлением ОАО «РЖД» – с учётом условий его консолидации.

8.   Тарифы за порожний пробег вагона полностью унифицированы и не зависят от рода груза, перевозимого в вагоне, непосредственно перед порожним пробегом.  При этом стоимость перевозки порожнего вагона не превышает стоимости перевозки на аналогичное расстояние  вагона с грузом по минимально установленному тарифу.

В параметрической модели определения себестоимости перевозки порожнего вагона выделяются ставки за начально-конечные и движенческие операции. При этом предусматривается дифференциация ставок за начально-конечные операции в груженом и порожнем рейсе.

 При построении тарифа на порожний пробег вагона учитывается технология перевозочного процесса и, соответственно, весь комплекс технологических операций, характерных для конкретной перевозки.

9.   Тарифы на перевозку грузов дифференцируются по дальности перевозки за счет учета в тарифных схемах изменения затрат, связанных с организацией перевозок грузов в составе сборных, вывозных и передаточных поездов, и сокращения с ростом дальности перевозок числа переработок вагонов на технических станциях, а также с учетом реализации при построении тарифов маркетинговых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности перевозок железнодорожным транспортом, обеспечения сопоставимых условий поставки аналогичных видов продукции на рынки сбыта.

10. Тарифы дифференцируются в зависимости от вида отправки (повагонная, групповая, маршрутная) и применяемой технологии перевозки (отправительский маршрут, контейнерный поезд).

11. Тарифы на перевозку грузов в составе повагонных, групповых, маршрутных отправок дифференцируются по классам и родам (группам) грузов путѐм применения поправочных коэффициентов к отдельным составляющим тарифов (платы) за перевозки.

Параметры дифференциации тарифов по родам грузов определяются с учетом конкурентоспособности соответствующей продукции и доли транспортных затрат в ее конечной цене, платежеспособности грузоотправителей, а также стратегии развития экономики страны.

12. В рамках разрабатываемого Прейскуранта №10-01 устанавливается порядок тарификации только перевозок, выполняемых по «стандартной» технологии, с компенсацией дополнительных затрат, возникающих за счёт отклонения технологии перевозок от «стандартной» за счёт нерегулируемых дополнительных сборов (перевозки по расписанию, с отдельным локомотивом по просьбе клиента, в составе «грузового экспресса» и т.д.).

В рамках формирования Прейскуранта № 10-01 выделяются перевозки (в частности, внутристанционные, внутриузловые), затраты на которые в силу технологии существенно ниже затрат на перевозки, выполняемые по «стандартной» технологии. В отношении указанных перевозок  устанавливается отдельный порядок тарификации с целью повышения эффективности работы и конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

13. При формировании тарифной системы используются рыночные механизмы, предусматривающие тарифное стимулирование отдельных видов перевозок, характеризующихся наиболее эффективным использованием инфраструктуры и обеспечивающим оптимизацию прямых затрат, связанных с организацией перевозочного процесса.

14. В целях стимулирования развития инновационных технологий перевозки и повышения привлекательности инвестиций в модернизацию подвижного состава, направленную на оптимизацию его конструктивных характеристик, в рамках разрабатываемого Прейскуранта № 10-01 предусматривается  донастройка базовых тарифных схем на перевозку грузов в собственном вагоне путем применения к ним системы коэффициентов (унифицированных скидок), обеспечивающих дифференциацию тарифов в зависимости от дополнительных конструктивных особенностей вагона и оптимизацию затрат на содержание инфраструктуры при их эксплуатации (коэффициенты «учета инновационности»).

В отношении тарифов за услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые ОАО «РЖД» при осуществлении грузовых перевозок иными перевозчиками.

15. Тарифы на услуги инфраструктуры при перевозке грузов иными перевозчиками должны обеспечивать равновыгодность для пользователей транспортных услуг использования услуг по перевозке, выполняемых ОАО «РЖД» и иными перевозчиками при прочих равных условиях.

16. Тарифы на услуги инфраструктуры при перевозке грузов иными перевозчиками формируются на единой расходной базе в среднесетевых условиях, обеспечивая компенсацию затрат ОАО «РЖД», связанных с содержанием и эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры, задействованной при грузовых перевозках, независимо от эффективности использования пропускной способности компаниями-перевозчиками.

17. Тарифы на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта при перевозке грузов иными перевозчиками устанавливаются на поезд и отдельно за каждую единицу подвижного состава, в него входящего, с дифференциацией по типу тяги и характеристикам участка (наличию электрификации по маршруту следования).

18. Параметрические модели тарифных схем предусматривают двухставочную модель тарифа с выделением в его стоимостной основе начально-конечных (НКО) и движенческих (ДО) операций.

19. В составе тарифа на услуги инфраструктуры выделяются затраты, относимые на отправленный поезд и поездо-км и не зависящие от длины и состава поезда и массы брутто. В целях стимулирования эффективного использования инфраструктуры к указанной составляющей тарифа  не применяются коэффициенты, зависящие от рода груза.

20. В составе тарифа на услуги инфраструктуры выделяются затраты, относимые на отправленный вагон, вагоно-км и тонно-км,  в отношении которых применяются коэффициенты, зависящие от рода груза. При этом данные коэффициенты устанавливаются в размере, обеспечивающим  равновыгодные условия перевозок различных грузов различными перевозчиками.

В отношении тарифов на перевозки грузов в составе поездных формирований, не принадлежащих ОАО «РЖД».

21. Тарифы на перевозки грузов  в составе поездных формирований, не принадлежащих ОАО «РЖД», в силу существенного сходства технологии перевозки и состава функциональных обязанностей ОАО «РЖД» определяются на базе тарифов на услуги инфраструктуры при перевозке грузов иными перевозчиками, с компенсацией за счёт тарифов дополнительных затрат ОАО «РЖД», связанных с выполнением функций перевозчика.

 

IV. Структура разрабатываемого Прейскуранта № 10-01

Разрабатываемый Прейскурант № 10-01 с учетом технологии организации грузовых перевозок в условиях реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте должен включать в себя следующие виды тарифов (сборов, платы):

-    за перевозки грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД», выполняемые локомотивами ОАО «РЖД» в вагонах, принадлежащих ОАО «РЖД» на праве собственности или ином праве, в том числе переданными в управление, для расчетов между ОАО «РЖД» (как перевозчиком и владельцем инфраструктуры) и грузоотправителями, грузополучателями за оказание работ (услуг) в рамках публичного договора перевозки;

-    за перевозки грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД», выполняемые локомотивами ОАО «РЖД», в вагонах, не принадлежащих ОАО «РЖД», а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», применяемые для расчетов между ОАО «РЖД» (как перевозчиком и владельцем инфраструктуры) и грузоотправителями, грузополучателями за оказание работ (услуг) в рамках публичного договора перевозки;

-    за перевозки грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД», выполняемые локомотивами, не принадлежащими ОАО «РЖД», в вагонах, не принадлежащих ОАО «РЖД», а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», в составе собственных поездных формирований, применяемые для расчетов между ОАО «РЖД» (как перевозчиком и владельцем инфраструктуры) и оператором собственного поездного формирования или грузоотправителями, грузополучателями за оказание работ (услуг) в рамках публичного договора перевозки;

-    за услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД» при перевозках грузов, а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», выполняемых иными перевозчиками, применяемые для расчетов между ОАО «РЖД» (как владельцем инфраструктуры) и иными перевозчиками за оказание работ (услуг) в рамках публичного договора оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

-    за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», связанные с выполнением грузовых перевозок и услуг по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД», включая плату за использование вагонов, принадлежащих ОАО «РЖД» за пределами стандартного процесса перевозки по путям общего пользования и дополнительные сборы, связанные с подачей и уборкой вагонов на/с пути общего и необщего пользования.

Разрабатываемый Прейскурант № 10-01 состоит из трёх разделов: 

Раздел  1  - Общие положения.

Раздел 2 – Тарифы за перевозки грузов, а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», выполняемые перевозчиком ОАО «РЖД» и сборы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», связанные с выполнением грузовых перевозок.

Раздел 3 – Тарифы и сборы за выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД» услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД» иными перевозчиками при перевозках грузов, а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД».

Разделы 2 и 3 Прейскуранта № 10-01 формируются  из отдельных пунктов, предусматривающих установление  тарифов и сборов на все виды работ (услуг), подлежащих государственному регулированию в сфере  грузовых перевозок и оказания услуг по использованию инфраструктуры.

Разделы 2 и 3 Прейскуранта № 10-01 содержат правила применения тарифов и сборов  на все виды работ (услуг), подлежащих государственному регулированию в сфере  грузовых перевозок и оказания услуг по использованию инфраструктуры, в том числе правила применения расчетных таблиц и коэффициентов, сведенных в соответствующие приложения.

Раздел 1 «Общие положения» - определяет сферу применения и перечень систем тарифов и сборов, входящих в Прейскурант
№ 10-01, укрупненный перечень работ (услуг) ОАО «РЖД», расходы на выполнение (оказание) которых включены в тарифы за грузовые перевозки и услуги по использованию инфраструктуры, принципы и виды дифференциации тарифов, порядок определения тарифного расстояния, округления веса груза в целях определения тарифов и сборов, округления тарифов и сборов, другие сведения и положения, касающиеся формирования, определения и общих правил применения тарифов и сборов.

Раздел 2 «Тарифы за перевозки грузов, а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД», выполняемые перевозчиком ОАО «РЖД» и сборы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД», связанные с выполнением грузовых перевозок» определяет порядок расчета провозных платежей, взимаемых с  перевозчика за выполнение работ (услуг) в зависимости от правовых и технологических условий взаимодействия с грузоотправителями, грузополучателями, и предусматривает выделение пунктов, регулирующих порядок тарификации в следующих случаях:

-    перевозки грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД», выполняемые локомотивами ОАО «РЖД», в вагонах, не принадлежащих ОАО «РЖД», а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД».

-    за перевозки грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД», выполняемые локомотивами ОАО «РЖД», в вагонах, принадлежащих ОАО «РЖД»;

-    за перевозки грузов в составе собственных поездных формирований по инфраструктуре ОАО «РЖД», выполняемые локомотивами, не принадлежащими ОАО «РЖД», в вагонах, не принадлежащих ОАО «РЖД», а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД».

Раздел 3 «Тарифы и сборы за выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД» услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД» иными перевозчиками при перевозках грузов, а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров, не принадлежащих ОАО «РЖД» определяет порядок расчета платежей за услуги по использованию инфраструктуры, взимаемых владельцем инфраструктуры за выполнение работ (услуг) в зависимости от правовых и технологических условий взаимодействия с перевозчиками.

Категория: Документы | Добавил: Андрис (06.09.2016)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0